Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана» - уходящая красота классики.
Гофман в кабаке Лютера |
Наверное, смотреть оперу Жака
Оффенбаха «Сказки Гофмана» под Новый год становится уже традицией для меня. В
прошлом году были первые в моей жизни «Сказки»-МЕТовские из Нью – Йорка, в постановке
нашего современника - Барлетта Шера. В
этом году РОХовские из Лондона. Что интересно, почти с тем же составом, что и в
МЕТ. Ожидание лондонских «Сказок» было более захватывающим, так как шли они в
классической постановке, ныне, увы, покойного Джона Шлезингера, на сцене
Ковент-Гарден в последний раз. Поставил ее Джон Шлезингер-лауреат премии
«Оскар» аж в 1981 году. То есть, постановке этой более 30-ти лет. За это время
в этой постановке главную партию Поэта пели такие всемирно известные тенора как: Пласидо Доминго, Альфредо Краус, Роландо Виллазон. Честь закрыть эти
чудесные сказки в декорациях 19-го века выпала следующему составу певцов:
Витторио Григоло, Софья Фомина, Томас Хэмпсон, Кейт Линдсей, Юрий Юрчук, Соня
Йончева, Кристина Райс и другие. Любопытно, что впечатления от этих двух
постановок совершенно разные.
Гофман и Олимпия |
После просмотра МЕТовских
«Сказок». Было какое-то ощущение радости и полета. Они показались мне такими
прекрасными! Но это потому, что я поняла из них только то, что лежит на самой
поверхности, но не разглядела того, что спрятано за красивыми образами и
разноцветной мишурой. Вообще, Метовская и Роховская постановки, на мой взгляд, равносильны.
Выделяются друг перед другом в каких-то
малых аспектах. Но Роховская жестче и циничнее, хотя визуально не менее
прекрасна. Но версия МЕТа ярче и современнее, особенно в первом акте. Однако, без
лишних перегибов. В версии РОХ сказка про Олимпию рассказывается в более
приглушенных тонах. Хотя, лично мне
хотелось бы поярче! Зато второй акт про Джульетту очень красивый и пышный.
Третий акт готически мрачен и зловещ, возможно из-за того, что Антония и есть
настоящая любовь Гофмана и в конце она погибает. Очень понравился ход
постановщиков Роховских Сказок показать Гофмана в реальности, действительно
пьяницей. А в самих историях сделать его красивым и здоровым. Этот контраст
показывает нам, что сказки не такие уж и сказочные, как показалось мне на
первый взгляд. В Метовских сказках нет такого контраста его внешности, и ты не
так остро ощущаешь его страдания и боль. И только после просмотра вторых «Сказкок»
до меня дошла страшная истина! После Метовских я все гадала, почему
Стелла-известная оперная певица, которую окружает столько поклонников, самых
разных мастей, пишет записку с приглашением именно Гофману-пьянице-туберкулезнику,
с поехавшей крышей? Ответ в припеве знаменитого «Кляйнзака», когда он
забывается и поет о лице своей возлюбленной. Можно понять, что Стелла, соблазнила
его в юности и увезла с собой в город. А там бросила, он и спился. От осознания
этого факта, истинная история о страданиях мальчика, юноши, мужчины от
неразделенной любви, которая спрятана в Сказках, становится еще страшнее и
печальнее!
Гофман и Джульетта |
В чем гениальность этой оперы? Хотя некоторые
считают ее чем-то средним между опереттой и оперой. Первое, конечно, это
волшебная чарующая музыка, пробирающаяся через самые потаённые дебри души и
неожиданно вонзающаяся острым кинжалом прямо в сердце. Второе -это то, как
виртуозно Оффенбах ухватил стиль писательского мастерства Гофмана-когда
реальность переплетается с фантазией и превращается в фантасмагорию. И воплотил его в своей музыке. Интересно,
что сюжет оперы на самом деле далек, от оригинальных сказок Гофмана. Я
предполагаю, что скорее всего в основу сюжета легли отчасти биография Гофмана и
чувства самого композитора Оффенбаха, оформленные подчерком Гофмана, как
писателя. И третье, конечно либретто на французском языке - языке любви!
Гофман и Антония |
Ковент-Гарден постарался воздать
должное уважение и достойно проводить эту постановку с подмостков сцены. Думаю,
вполне заслуженно, уже ставшую шедевром классики. И поэтому собрал один из
лучших составов этой оперы на сегодня.
Роль главного врага поэта Гофмана
- советника Линдорфа, а также трех злодеев из сказок, очень изящно и с
достоинством , исполнил американский баритон Томас Хэмпсон.
Роль Музы Гофмана, а в сказках
его друга Никлауса, исполнила очаровательное меццо-сопрано Кейт Линдси. Которая
благодаря, своей андрогинности, одинаково хороша, как в женских, так и мужских
образах на сцене.
Роль прелестной куклы Олимпии-первой
любви Гофмана, исполнила русское сопрано – Софья Фомина. Очень симпатичная
кукла получилась в её исполнении.
Роль алчной и коварной красавицы-куртизанки
Джульетты, досталась британскому меццо-сопрано Кристине Райс-одна из коронных партий
в её репертуаре.
Роль прекрасной и невинной
молодой певицы Антонии, воплотила в жизнь Соня Йончева – уроженка Болгарии.
Очень милая из нее Антония получилась, прям настоящая домашняя девочка, под
опекой своего отца и влюбленного в нее Гофмана. Которую, несмотря на это, все
равно обольстили и погубили своими чарами Злые Силы.
Ну и кому, как не итальянцу,
страдать в образе безнадежного романтика? Последний раз на сцене Ковент-Гарден,
в облике Гофмана предстал именно итальянский молодой тенор – Витторио Григоло. Гофман у Григоло вышел энергичный, хотя
немного чересчур уж страстный в некоторых моментах, но общего впечатления от его игры это не портило. Его поэт
был глубоко несчастен и пьян от любви или вина в реальности, но прекрасен и
счастлив в своих сказках.
Очень хочется, чтобы эта
прекрасная классика Джона Шлезингера не ушла бесследно, а была выпущена на двд, потому что неизвестно, что
поставят в будущем современные режиссеры по этому произведению, хотя и тут я
питаю надежды на лучшее.
Отличный пост! Я даже захотела посмотреть Лондонского Гофмана! Я смотрела эту оперу только один раз, как раз в Метовской постановке, и тогда в целом впечатление было 50 на 50. А после твоего обзора думаю, надо дать ей второй шанс!:)
ОтветитьУдалитьСпасибо! Конечно дай ей второй шанс! Она, поверь, того стоит!)
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьПро тенора(исполнителя 4-х слуг) ничего не сказано.
ОтветитьУдалитьЯ решила перечислить самых-самых главных, однако я учту ваше замечание на будущее. Спасибо за ваш отзыв.)
Удалить