Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана» - уходящая красота классики.

Гофман в кабаке Лютера
Наверное, смотреть оперу Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» под Новый год становится уже традицией для меня. В прошлом году были первые в моей жизни «Сказки»-МЕТовские из Нью – Йорка, в постановке нашего современника -  Барлетта Шера. В этом году РОХовские из Лондона. Что интересно, почти с тем же составом, что и в МЕТ. Ожидание лондонских «Сказок» было более захватывающим, так как шли они в классической постановке, ныне, увы, покойного Джона Шлезингера, на сцене Ковент-Гарден в последний раз. Поставил ее Джон Шлезингер-лауреат премии «Оскар» аж в 1981 году. То есть, постановке этой более 30-ти лет. За это время в этой постановке главную партию Поэта пели такие всемирно известные тенора как: Пласидо Доминго, Альфредо Краус, Роландо Виллазон. Честь закрыть эти чудесные сказки в декорациях 19-го века выпала следующему составу певцов: Витторио Григоло, Софья Фомина, Томас Хэмпсон, Кейт Линдсей, Юрий Юрчук, Соня Йончева, Кристина Райс и другие. Любопытно, что впечатления от этих двух постановок совершенно разные.

Гофман и Олимпия

После просмотра МЕТовских «Сказок». Было какое-то ощущение радости и полета. Они показались мне такими прекрасными! Но это потому, что я поняла из них только то, что лежит на самой поверхности, но не разглядела того, что спрятано за красивыми образами и разноцветной мишурой. Вообще, Метовская и Роховская постановки, на мой взгляд, равносильны. Выделяются  друг перед другом в каких-то малых аспектах. Но Роховская жестче и циничнее, хотя визуально не менее прекрасна. Но версия МЕТа ярче и современнее, особенно в первом акте. Однако, без лишних перегибов. В версии РОХ сказка про Олимпию рассказывается в более приглушенных тонах.  Хотя, лично мне хотелось бы поярче! Зато второй акт про Джульетту очень красивый и пышный. Третий акт готически мрачен и зловещ, возможно из-за того, что Антония и есть настоящая любовь Гофмана и в конце она погибает. Очень понравился ход постановщиков Роховских Сказок показать Гофмана в реальности, действительно пьяницей. А в самих историях сделать его красивым и здоровым. Этот контраст показывает нам, что сказки не такие уж и сказочные, как показалось мне на первый взгляд. В Метовских сказках нет такого контраста его внешности, и ты не так остро ощущаешь его страдания и боль. И только после просмотра вторых «Сказкок» до меня дошла страшная истина! После Метовских я все гадала, почему Стелла-известная оперная певица, которую окружает столько поклонников, самых разных мастей, пишет записку с приглашением именно Гофману-пьянице-туберкулезнику, с поехавшей крышей? Ответ в припеве знаменитого «Кляйнзака», когда он забывается и поет о лице своей возлюбленной. Можно понять, что Стелла, соблазнила его в юности и увезла с собой в город. А там бросила, он и спился. От осознания этого факта, истинная история о страданиях мальчика, юноши, мужчины от неразделенной любви, которая спрятана в Сказках, становится еще страшнее и печальнее!
Гофман и Джульетта

 В чем гениальность этой оперы? Хотя некоторые считают ее чем-то средним между опереттой и оперой. Первое, конечно, это волшебная чарующая музыка, пробирающаяся через самые потаённые дебри души и неожиданно вонзающаяся острым кинжалом прямо в сердце. Второе -это то, как виртуозно Оффенбах ухватил стиль писательского мастерства Гофмана-когда реальность переплетается с фантазией и превращается в фантасмагорию. И воплотил его в своей музыке. Интересно, что сюжет оперы на самом деле далек, от оригинальных сказок Гофмана. Я предполагаю, что скорее всего в основу сюжета легли отчасти биография Гофмана и чувства самого композитора Оффенбаха, оформленные подчерком Гофмана, как писателя. И третье, конечно либретто на французском языке - языке любви!
Гофман и Антония

Ковент-Гарден постарался воздать должное уважение и достойно проводить эту постановку с подмостков сцены. Думаю, вполне заслуженно, уже ставшую шедевром классики. И поэтому собрал один из лучших составов этой оперы на сегодня.
Роль главного врага поэта Гофмана - советника Линдорфа, а также трех злодеев из сказок, очень изящно и с достоинством , исполнил американский баритон Томас Хэмпсон.
Роль Музы Гофмана, а в сказках его друга Никлауса, исполнила очаровательное меццо-сопрано Кейт Линдси. Которая благодаря, своей андрогинности, одинаково хороша, как в женских, так и мужских образах на сцене.
Роль прелестной куклы Олимпии-первой любви Гофмана, исполнила русское сопрано – Софья Фомина. Очень симпатичная кукла получилась в её исполнении.
Роль алчной и коварной красавицы-куртизанки Джульетты, досталась британскому меццо-сопрано Кристине Райс-одна из коронных партий в её репертуаре.
Роль прекрасной и невинной молодой певицы Антонии, воплотила в жизнь Соня Йончева – уроженка Болгарии. Очень милая из нее Антония получилась, прям настоящая домашняя девочка, под опекой своего отца и влюбленного в нее Гофмана. Которую, несмотря на это, все равно обольстили и погубили своими чарами Злые Силы.
Ну и кому, как не итальянцу, страдать в образе безнадежного романтика? Последний раз на сцене Ковент-Гарден, в облике Гофмана предстал именно итальянский молодой тенор – Витторио Григоло.  Гофман у Григоло вышел энергичный, хотя немного чересчур уж страстный в некоторых моментах, но общего впечатления от его игры это не портило. Его поэт был глубоко несчастен и пьян от любви или вина в реальности, но прекрасен и счастлив в своих сказках.
Очень хочется, чтобы эта прекрасная классика Джона Шлезингера не ушла бесследно, а была  выпущена на двд, потому что неизвестно, что поставят в будущем современные режиссеры по этому произведению, хотя и тут я питаю надежды на лучшее.



Комментарии

  1. Отличный пост! Я даже захотела посмотреть Лондонского Гофмана! Я смотрела эту оперу только один раз, как раз в Метовской постановке, и тогда в целом впечатление было 50 на 50. А после твоего обзора думаю, надо дать ей второй шанс!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Конечно дай ей второй шанс! Она, поверь, того стоит!)

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Про тенора(исполнителя 4-х слуг) ничего не сказано.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я решила перечислить самых-самых главных, однако я учту ваше замечание на будущее. Спасибо за ваш отзыв.)

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Леонард Уайтинг. Под маской "Ромео"

У. Голдинг. Морская трилогия: "Тесное соседство", "Пожар внизу".