Сказки Гофмана оживают в МЕТ
Долго я думала пойти
или не пойти на трансляцию « Сказок Гофмана» из Мет. Понятно, что состав там
впечатляющий: Герзмава, Григоло, Хэмпсон и другие. И постановка лучшая на
сегодняшний день.
Но меня смущала цена билета (600р) и еще больше я стучала зубами, что опера закончится около часа ночи и возвращаться мне на такси через весь город. Итого «милый Гофман» влетит мне в тысячу рублей где-то. Но все же разбирающиеся в опере люди, поскольку я в ней новичок, посоветовали мне все таки, сходить. За что я им благодарна. Сходила и не пожалела! Эту оперу действительно нужно не только слушать, но и смотреть. В отличие от других, она очень насыщенная по действу. На сцене все время что-то происходит и поэтому скучать просто некогда. Я за свою пока еще не очень долгую жизнь видела и мюзиклы и оперы кое какие. И есть у меня любимые произведения. Вот к ним еще и «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха добавились. Эта опера из разряда, что ждешь-ждешь чуда и когда начинаешь смотреть, оно тебя не разочаровывает, а действительно потрясает! Сидишь весь пролог, замерев, с приоткрытым ртом и чувствуешь, как стучит твое сердце. Кажется, что действительно попадаешь в сказку! Правда с очень глубоким жизненным подтекстом. Примечательно, что в этой опере главный герой сам поэт Гофман и с помощью его сказок рассказана его реальная история о несчастной любви к трем женщинам. Которые все в последствие потом воплотились в одной последней возлюбленной Гофмана-Стелле.
Но меня смущала цена билета (600р) и еще больше я стучала зубами, что опера закончится около часа ночи и возвращаться мне на такси через весь город. Итого «милый Гофман» влетит мне в тысячу рублей где-то. Но все же разбирающиеся в опере люди, поскольку я в ней новичок, посоветовали мне все таки, сходить. За что я им благодарна. Сходила и не пожалела! Эту оперу действительно нужно не только слушать, но и смотреть. В отличие от других, она очень насыщенная по действу. На сцене все время что-то происходит и поэтому скучать просто некогда. Я за свою пока еще не очень долгую жизнь видела и мюзиклы и оперы кое какие. И есть у меня любимые произведения. Вот к ним еще и «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха добавились. Эта опера из разряда, что ждешь-ждешь чуда и когда начинаешь смотреть, оно тебя не разочаровывает, а действительно потрясает! Сидишь весь пролог, замерев, с приоткрытым ртом и чувствуешь, как стучит твое сердце. Кажется, что действительно попадаешь в сказку! Правда с очень глубоким жизненным подтекстом. Примечательно, что в этой опере главный герой сам поэт Гофман и с помощью его сказок рассказана его реальная история о несчастной любви к трем женщинам. Которые все в последствие потом воплотились в одной последней возлюбленной Гофмана-Стелле.
Ну что же, начну
пожалуй с музыки. Она прекрасна! Намного сложнее и изысканнее, чем у Верди.
Теперь я понимаю, почему его некоторые зовут попсой 19-го века. Хотя люблю его
«Риголетто» и «Травиату». С них я начинала свое знакомства с этим жанром. А в
сказках еще и либретто на французском. Словом, рай для ушей франкофона.
Теперь о самой
постановке. Она полностью оправдывает свое звание лучшей на данное время. Я бы
даже отметила, что по яркости и насыщенности действа эта постановка, чем-то
похожа на бродвейский мюзикл. Может потому что режиссер Бартлетт Шер ставит не
только оперы, но и мюзиклы. И эти два жанра переплелись в этой постановке
Сказок. Ведь это он поставил знаменитый бродвейский мюзикл Ричарда Роджерса и
Оскара Хамменстайна “К югу от Тихого океана”. Который имел огромный успех в
2008 году и завоевал семь премий «Тони». Постановка очень красочная и
динамичная. Но все четко вымерено. Нет ничего лишнего. Есть как густо
населенные людьми сцены, так и сцены, где присутствует полный минимализм.
Чувствуешь ауру сказочности. Только сказка эта для взрослых. Потому что даже
пролог начинается с того что Гофман спит за своим письменным столом у края сцены
и над ним склонившаяся Муза. А на сцене среди спящих проституток в одном
кружевном белье стоят его три возлюбленные-три героини трех сказок. Олимпия,
Антония, Джульетта. Кукла, Певица, Куртизанка. Затем Гофман просыпается, и
декорации сменяются на декорации Таверны, где поэт пишет свои произведения, а
так же гуляет и выпивает со своими друзьями-собратьями по перу. Они его просят
спеть какую-нибудь шуточную песенку, чтоб развлечь их. Он поет знаменитую
песенку о Кляйнзаке. Я ее и раньше слышала. Эта ария довольно знаменитая. Но
для меня было открытием, что Кляйнзак-это крошка Цахес из произведений Гофмана. Примечательно,
что в прологе уродца - Цахеса на потеху всем изображает один из друзей Гофмана.
Посреди арии Гофман сбивается и начинает петь про свою возлюбленную, затем все
же возвращается и допевает про Цахеса. Затем предлагает собравшимся послушать
три истории о его возлюбленных. Они соглашаются. Так заканчивается пролог. И
начинается первая сказка о чудесной механической кукле Олимпии, которую создали
физик Спаланцани и Коппелиус. Но поссорились из-за того, кто будет «отцом»
Олимпии. Хитрый Спаланцани выписывает банковский чек на огромную сумму денег,
за которые Коппелиус продает ему свои права на Олимпию. И счастливый покидает
дом Спаланцани с чеком в кармане. Предварительно продав Гофману-ученику
Спаланцани, волшебные очки. В которых, все видится не так как на самом деле.
Гофман влюблен в Олимпию и думает, что она живая. Но Муза поэта,
перевоплотившаяся в его друга Никлауса, намекает ему, что это далеко не так.
Однако, он не хочет его слушать. На приеме, данном в доме Спаланцани. Гофман
решается, признаться в своих чувствах прекрасной Олимпии. Что он и делает,
после того как Олимпия спела свою песенку для гостей. Ему кажется, что она
ответила ему взаимностью. И он счастливый кружится с ней в вальсе. Не замечая
даже, что Олимпия не всегда последовательна в своих движениях. Но тут
возвращается разъяренный Коппелиус. Оказывается, Спаланцани обманул его. И
выписал липовый чек. Коппелиус в бешенстве ломает куклу. Начинается всеобщая
паника и неразбериха во время которой, с Гофмана кто-то срывает очки и он в
ужасе видит, что был влюблен в куклу! Над ним все смеются. На этом
заканчивается первая сказка. Первый акт самый сказочный и яркий из всех. Очень
живой, местами даже смешной, но с
грустной концовкой.
Второй акт
разворачивается в доме советника Креспеля, который живет со своей прекрасной
дочерью Антонией, которая вместе с чудесным голосом покойной матери
унаследовала и ее болезнь. Гофман учил
ее когда-то петь. Она и по сей день влюблена в него. И хочет увидеть его
вновь. Больше всего на свете Антония
мечтает быть певицей. Но отец запрещает ей петь из-за ее болезни. Хотя доктор
Миракль и сулит ей выздоровление с помощью каких-то чудодейственных лекарств.
Но Креспель не доверяет ему, по-скольку тот повинен в смерти его жены.
Возвращается Гофман. Антония счастлива его видеть. Поэт узнает о ее болезни от
Миракля. И обещает на ней женится. Но во имя их любви и семейного счастья
просит отречься от сцены. Антония соглашается. Гофман прощается с ней и обещает
прийти завтра просить ее руки и уходит. Антония грезит о их будущем счастье. Но
возвращается Миракль и искушает ее не губить свое истинное призвание ради
Гофмана. Однако Антония не поддается на его искушение. Тогда он напоминает ей о
ее матери, что та отреклась от своего призвания ради семьи и умерла. Антонии
кажется что пришла ее мать и призывает ее петь. Она поет все громче и громче
пока не падает замертво. Тут вбегают Креспель, Гофман и Никлаус и понимают, что
Антония умерла. Они все вместе поют грустную арию и занавес закрывается. Так
заканчивается вторая сказка Гофмана.
Я бы назвала этот акт
самым готичным и зловеще темным во всей опере. И безумно грустным.
Третий акт
разворачивается в Венецианском борделе. Жемчужиной которого является прекрасная
куртизанка Джульетта. Гофман оказавшись здесь, лишь посмеивается над
обсурдностью идеи влюбится в Куртизанку. Однако Никлаус просит его быть
осторожным. Но Гофман лишь смеется ему в лицо. Тем более у Джульетты уже есть
возлюбленный Шлемиль. Тут появляется зловещий Маг Дапертутто, который
очаровывает Джульетту сказочно дорогим подарком в виде кулона с бриллиантом. И
играя на ее тщеславии, просит ее влюбить в себя Гофмана, как она сделала это с
Шлемилем. Соблазнить поэта, а душу Гофмана заберет себе Маг. Джульетта
обольщает Гофмана и он поддается ее женским чарам. Она заставляет его взглянуть
в волшебное зеркало данное Магом и крадет его душу. Тут их целующимися застает
Шлемиль и вызывает Гофмана на дуэль. Они дерутся. Гофман убивает Шлемиля и
видит что Джульетта уплывает на гондоле со своим третьим поклонникам
Пиккитиначчо. Он горько потрясен и раздосадован. Опять неудача в любви! Никлаус
едва успевает увести поэта до прихода полиции, чтоб его не арестовали за
убийство Шлемиля.
Этот акт сделан в стиле
«Мулен Руж» с мрачноватыми мотивами.
Эпилог вновь возвращает
нас в таверну к друзьям Гофмана. Никлаус вновь превращается в Музу. А Гофман
сидит печальный в раздумьях и потом вдруг очнувшись говорит вот три истории о
моих возлюбленных. Муза говорит что все три влюбленности Гофмана-это все
воплощение одной женщины Стеллы-оперной певицы, обожаемой Гофманом. Тут входит
Линдорф со Стеллой и говорит что она была сегодня очень хороша, выступая в
опере Моцарта «Дон Жуан». Гофман подбегает к ней и спрашивает Кто вы? Я не
узнаю Вас! Вы Олимпия? Нет. Она разбита. Антония? Нет. Она мертва. Джульетта?
Нет. Она проклята. Я Стелла. Отвечает ему певица и уходит под руку с Линдорфом.
Гофман некоторое время стоит грустно опустив голову. Затем требует налить всем
и поет задорную песенку как в начале оперы. Затем принимается петь о Кляйнзаке.
Но как-то горько и цинично. И уже сам изображает уродливого крошку Цахеса. К
нему подбегает Муза и утешая его поет. Что возможно страдания и неудачи в любви
даны ему, что бы потом на бумаге превратить их в чудесные сюжеты, которые будет
читать весь мир! Вдохновленный Гофман садится за свой письменный стол и начинает писать. Занавес закрывается.
Мне кажется эта
постановка лучше, чем в 2009. Они ее как-то светлее сделали и ярче. Да и состав
удачней, чем тогда. Вообще-то в ранней постановке тоже хотели всех звезд
собрать. Были заявлены Нетребко, Виллазон, Гаранча, Линдсей. В результате по
некоторым причинам в составе остались только Нетребко и Линдсей. Они хороши. Но
весь спектакль на себе вытянуть сложновато. И главное Гофман! Ключевая фигура
всего спектакля! Вместо Виллазона выступал Джозеф Коллея-мальтийский тенор. Пел
он может и хорошо, но актерских способностей явно не хватало. Ну и поэты-они же
милые романтичные живчики. Вот как раз у Григоло все это есть! Возможно, он
где-то переигрывает. Есть за ним иногда такой грех. Но на край лучше уж
переиграть, чем не доиграть. Но вот в этой опере держался молодцом! Играл, как
положено. Ни лишних слез ни
импульсивности через чур. А пел, так вообще заслушаешься и влюбишься! Даже в
такого пьяницу и неудачника как Гофман. В прошлом году была на Богеме с
Григоло. Он там Рудольфа пел, тоже поэта. Так вот могу сказать что вроде
кажется что роли одинаковые, предподнесены они совершенно по-разному.
Гофман-это более взрослый и глубокий образ, нежели Рудольф. Григоло очаровал в
этой роли не только меня но и всех рядом сидящих девушек. Одна на поклонах
сказала: «Ему можно все! Он-милаш!» Чтож, я с ней соглашусь.
Наконец-то состоялось
мое знакомство с Томасом Хэмпсоном-американским баритоном. Харизматичный и
талантливый дядька. Великолепно воплотил на сцене всех четырех злодеев. А то я
раньше про него только слышала, но ничего толком с ним не смотрела. Теперь надо
наверстывать.
Очень понравилась, как
Эрин Морли справилась с ролью куклы Олимпии. Просто шедеврально! Она-то и по
внешности как куколка и пела замечательно! Казалось будто действительно кукла!
Кукольнее не найдешь!
Точное попадание в
образ Музы/Никлауса Кейт Линдсей. Она просто создана для этой роли. С ее
худобой она подходит под почти невесомый образ Музы, а так же может быть
запросто Никлаусом. Пела хорошо, но мне больше понравилось, как играла. К тому
же она уже играла эту роль в постановке 2009.
Никак я не отмечу
Кристин Райс в роли Джульетты. Поет нормально, играет вроде тоже. Но как-то она
прошла мимо меня.
Наконец-то добралась я
до нашей гордости-Хиблы Герзмавы. Знаете, на голос я распробовала ее.
Действительно, очень красиво и хорошо поет. Видимо на Олимпиаде что-то не то
было с микрофонами, раз я не поняла ее голоса. Но визуально при всем уважении,
не тянет она со своими габаритами на роль чахоточной Антонии. Хотя поет
чудесно! Ну это мои придирки. Я же за зрелищем хожу больше. Нотной грамоте не обучена.
Стелла ее мне больше понравилась.
Вообще, если отмести
весь сказочный антураж сюжета. Эта история о несчастном человеке - неудачнике.
Который в своих иллюзиях пытается спрятаться от жестокой реальности. И за что
добавлю в любимые, так это за то что эта опера требует от певцов не только
хорошего вокального мастерства, но и актерские данные, должны быть на высоком
уровне.
А насчет
зрелищности-пять баллов. В «Сказках Гофмана» есть все! И сюжет, и костюмы и
танцы и юмор наряду с печалью и даже немного эротики! И все это очень грамотно
и красиво поставлено. А главное-чарующая необыкновенная музыка! Такой я еще не
слышала.
Сказки будут повторять
31 марта. Всем советую сходить!
Комментарии
Отправить комментарий