Сказки Гофмана оживают в МЕТ


Долго я думала пойти или не пойти на трансляцию « Сказок Гофмана» из Мет. Понятно, что состав там впечатляющий: Герзмава, Григоло, Хэмпсон и другие. И постановка лучшая на сегодняшний день.
Но меня смущала цена билета (600р) и еще больше я стучала зубами, что опера закончится около часа ночи и возвращаться мне на такси через весь город. Итого «милый Гофман» влетит мне в тысячу рублей где-то. Но все же разбирающиеся в опере люди, поскольку я в ней новичок, посоветовали мне все таки, сходить. За что я им благодарна. Сходила и  не пожалела! Эту оперу действительно нужно не только слушать, но и смотреть. В отличие от других, она очень насыщенная по действу. На сцене все время что-то происходит и поэтому скучать просто некогда. Я за свою пока еще не очень долгую жизнь видела и мюзиклы и оперы кое какие. И есть у меня любимые произведения. Вот к ним еще и «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха добавились. Эта опера из разряда,  что ждешь-ждешь чуда и когда начинаешь смотреть, оно тебя не разочаровывает, а действительно потрясает! Сидишь весь пролог, замерев, с приоткрытым ртом и чувствуешь, как стучит твое сердце. Кажется, что действительно попадаешь в  сказку! Правда с очень глубоким жизненным подтекстом. Примечательно, что в этой опере главный герой сам поэт Гофман и с помощью его сказок рассказана его реальная история о несчастной любви к трем женщинам. Которые все в последствие потом воплотились в одной последней возлюбленной Гофмана-Стелле.
Ну что же, начну пожалуй с музыки. Она прекрасна! Намного сложнее и изысканнее, чем у Верди. Теперь я понимаю, почему его некоторые зовут попсой 19-го века. Хотя люблю его «Риголетто» и «Травиату». С них я начинала свое знакомства с этим жанром. А в сказках еще и либретто на французском. Словом, рай для ушей франкофона.
Теперь о самой постановке. Она полностью оправдывает свое звание лучшей на данное время. Я бы даже отметила, что по яркости и насыщенности действа эта постановка, чем-то похожа на бродвейский мюзикл. Может потому что режиссер Бартлетт Шер ставит не только оперы, но и мюзиклы. И эти два жанра переплелись в этой постановке Сказок. Ведь это он поставил знаменитый бродвейский мюзикл Ричарда Роджерса и Оскара Хамменстайна “К югу от Тихого океана”. Который имел огромный успех в 2008 году и завоевал семь премий «Тони». Постановка очень красочная и динамичная. Но все четко вымерено. Нет ничего лишнего. Есть как густо населенные людьми сцены, так и сцены, где присутствует полный минимализм. Чувствуешь ауру сказочности. Только сказка эта для взрослых. Потому что даже пролог начинается с того что Гофман спит за своим письменным столом у края сцены и над ним склонившаяся Муза. А на сцене среди спящих проституток в одном кружевном белье стоят его три возлюбленные-три героини трех сказок. Олимпия, Антония, Джульетта. Кукла, Певица, Куртизанка. Затем Гофман просыпается, и декорации сменяются на декорации Таверны, где поэт пишет свои произведения, а так же гуляет и выпивает со своими друзьями-собратьями по перу. Они его просят спеть какую-нибудь шуточную песенку, чтоб развлечь их. Он поет знаменитую песенку о Кляйнзаке. Я ее и раньше слышала. Эта ария довольно знаменитая. Но для меня было открытием, что Кляйнзак-это крошка  Цахес из произведений Гофмана. Примечательно, что в прологе уродца - Цахеса на потеху всем изображает один из друзей Гофмана. Посреди арии Гофман сбивается и начинает петь про свою возлюбленную, затем все же возвращается и допевает про Цахеса. Затем предлагает собравшимся послушать три истории о его возлюбленных. Они соглашаются. Так заканчивается пролог. И начинается первая сказка о чудесной механической кукле Олимпии, которую создали физик Спаланцани и Коппелиус. Но поссорились из-за того, кто будет «отцом» Олимпии. Хитрый Спаланцани выписывает банковский чек на огромную сумму денег, за которые Коппелиус продает ему свои права на Олимпию. И счастливый покидает дом Спаланцани с чеком в кармане. Предварительно продав Гофману-ученику Спаланцани, волшебные очки. В которых, все видится не так как на самом деле. Гофман влюблен в Олимпию и думает, что она живая. Но Муза поэта, перевоплотившаяся в его друга Никлауса, намекает ему, что это далеко не так. Однако, он не хочет его слушать. На приеме, данном в доме Спаланцани. Гофман решается, признаться в своих чувствах прекрасной Олимпии. Что он и делает, после того как Олимпия спела свою песенку для гостей. Ему кажется, что она ответила ему взаимностью. И он счастливый кружится с ней в вальсе. Не замечая даже, что Олимпия не всегда последовательна в своих движениях. Но тут возвращается разъяренный Коппелиус. Оказывается, Спаланцани обманул его. И выписал липовый чек. Коппелиус в бешенстве ломает куклу. Начинается всеобщая паника и неразбериха во время которой, с Гофмана кто-то срывает очки и он в ужасе видит, что был влюблен в куклу! Над ним все смеются. На этом заканчивается первая сказка. Первый акт самый сказочный и яркий из всех. Очень живой,  местами даже смешной, но с грустной концовкой.
Второй акт разворачивается в доме советника Креспеля, который живет со своей прекрасной дочерью Антонией, которая вместе с чудесным голосом покойной матери унаследовала и ее болезнь.  Гофман учил ее когда-то петь. Она и по сей день влюблена в него. И хочет увидеть его вновь.  Больше всего на свете Антония мечтает быть певицей. Но отец запрещает ей петь из-за ее болезни. Хотя доктор Миракль и сулит ей выздоровление с помощью каких-то чудодейственных лекарств. Но Креспель не доверяет ему, по-скольку тот повинен в смерти его жены. Возвращается Гофман. Антония счастлива его видеть. Поэт узнает о ее болезни от Миракля. И обещает на ней женится. Но во имя их любви и семейного счастья просит отречься от сцены. Антония соглашается. Гофман прощается с ней и обещает прийти завтра просить ее руки и уходит. Антония грезит о их будущем счастье. Но возвращается Миракль и искушает ее не губить свое истинное призвание ради Гофмана. Однако Антония не поддается на его искушение. Тогда он напоминает ей о ее матери, что та отреклась от своего призвания ради семьи и умерла. Антонии кажется что пришла ее мать и призывает ее петь. Она поет все громче и громче пока не падает замертво. Тут вбегают Креспель, Гофман и Никлаус и понимают, что Антония умерла. Они все вместе поют грустную арию и занавес закрывается. Так заканчивается вторая сказка Гофмана.
Я бы назвала этот акт самым готичным и зловеще темным во всей опере. И безумно грустным.
Третий акт разворачивается в Венецианском борделе. Жемчужиной которого является прекрасная куртизанка Джульетта. Гофман оказавшись здесь, лишь посмеивается над обсурдностью идеи влюбится в Куртизанку. Однако Никлаус просит его быть осторожным. Но Гофман лишь смеется ему в лицо. Тем более у Джульетты уже есть возлюбленный Шлемиль. Тут появляется зловещий Маг Дапертутто, который очаровывает Джульетту сказочно дорогим подарком в виде кулона с бриллиантом. И играя на ее тщеславии, просит ее влюбить в себя Гофмана, как она сделала это с Шлемилем. Соблазнить поэта, а душу Гофмана заберет себе Маг. Джульетта обольщает Гофмана и он поддается ее женским чарам. Она заставляет его взглянуть в волшебное зеркало данное Магом и крадет его душу. Тут их целующимися застает Шлемиль и вызывает Гофмана на дуэль. Они дерутся. Гофман убивает Шлемиля и видит что Джульетта уплывает на гондоле со своим третьим поклонникам Пиккитиначчо. Он горько потрясен и раздосадован. Опять неудача в любви! Никлаус едва успевает увести поэта до прихода полиции, чтоб его не арестовали за убийство Шлемиля.
Этот акт сделан в стиле «Мулен Руж» с мрачноватыми мотивами.
Эпилог вновь возвращает нас в таверну к друзьям Гофмана. Никлаус вновь превращается в Музу. А Гофман сидит печальный в раздумьях и потом вдруг очнувшись говорит вот три истории о моих возлюбленных. Муза говорит что все три влюбленности Гофмана-это все воплощение одной женщины Стеллы-оперной певицы, обожаемой Гофманом. Тут входит Линдорф со Стеллой и говорит что она была сегодня очень хороша, выступая в опере Моцарта «Дон Жуан». Гофман подбегает к ней и спрашивает Кто вы? Я не узнаю Вас! Вы Олимпия? Нет. Она разбита. Антония? Нет. Она мертва. Джульетта? Нет. Она проклята. Я Стелла. Отвечает ему певица и уходит под руку с Линдорфом. Гофман некоторое время стоит грустно опустив голову. Затем требует налить всем и поет задорную песенку как в начале оперы. Затем принимается петь о Кляйнзаке. Но как-то горько и цинично. И уже сам изображает уродливого крошку Цахеса. К нему подбегает Муза и утешая его поет. Что возможно страдания и неудачи в любви даны ему, что бы потом на бумаге превратить их в чудесные сюжеты, которые будет читать весь мир! Вдохновленный Гофман садится за свой письменный стол и  начинает писать. Занавес закрывается.
Мне кажется эта постановка лучше, чем в 2009. Они ее как-то светлее сделали и ярче. Да и состав удачней, чем тогда. Вообще-то в ранней постановке тоже хотели всех звезд собрать. Были заявлены Нетребко, Виллазон, Гаранча, Линдсей. В результате по некоторым причинам в составе остались только Нетребко и Линдсей. Они хороши. Но весь спектакль на себе вытянуть сложновато. И главное Гофман! Ключевая фигура всего спектакля! Вместо Виллазона выступал Джозеф Коллея-мальтийский тенор. Пел он может и хорошо, но актерских способностей явно не хватало. Ну и поэты-они же милые романтичные живчики. Вот как раз у Григоло все это есть! Возможно, он где-то переигрывает. Есть за ним иногда такой грех. Но на край лучше уж переиграть, чем не доиграть. Но вот в этой опере держался молодцом! Играл, как положено.  Ни лишних слез ни импульсивности через чур. А пел, так вообще заслушаешься и влюбишься! Даже в такого пьяницу и неудачника как Гофман. В прошлом году была на Богеме с Григоло. Он там Рудольфа пел, тоже поэта. Так вот могу сказать что вроде кажется что роли одинаковые, предподнесены они совершенно по-разному. Гофман-это более взрослый и глубокий образ, нежели Рудольф. Григоло очаровал в этой роли не только меня но и всех рядом сидящих девушек. Одна на поклонах сказала: «Ему можно все! Он-милаш!» Чтож, я с ней соглашусь.
Наконец-то состоялось мое знакомство с Томасом Хэмпсоном-американским баритоном. Харизматичный и талантливый дядька. Великолепно воплотил на сцене всех четырех злодеев. А то я раньше про него только слышала, но ничего толком с ним не смотрела. Теперь надо наверстывать.
Очень понравилась, как Эрин Морли справилась с ролью куклы Олимпии. Просто шедеврально! Она-то и по внешности как куколка и пела замечательно! Казалось будто действительно кукла! Кукольнее не найдешь!
Точное попадание в образ Музы/Никлауса Кейт Линдсей. Она просто создана для этой роли. С ее худобой она подходит под почти невесомый образ Музы, а так же может быть запросто Никлаусом. Пела хорошо, но мне больше понравилось, как играла. К тому же она уже играла эту роль в постановке 2009.
Никак я не отмечу Кристин Райс в роли Джульетты. Поет нормально, играет вроде тоже. Но как-то она прошла мимо меня.
Наконец-то добралась я до нашей гордости-Хиблы Герзмавы. Знаете, на голос я распробовала ее. Действительно, очень красиво и хорошо поет. Видимо на Олимпиаде что-то не то было с микрофонами, раз я не поняла ее голоса. Но визуально при всем уважении, не тянет она со своими габаритами на роль чахоточной Антонии. Хотя поет чудесно! Ну это мои придирки. Я же за зрелищем хожу больше. Нотной грамоте не обучена. Стелла ее мне больше понравилась.
Вообще, если отмести весь сказочный антураж сюжета. Эта история о несчастном человеке - неудачнике. Который в своих иллюзиях пытается спрятаться от жестокой реальности. И за что добавлю в любимые, так это за то что эта опера требует от певцов не только хорошего вокального мастерства, но и актерские данные, должны быть на высоком уровне.
А насчет зрелищности-пять баллов. В «Сказках Гофмана» есть все! И сюжет, и костюмы и танцы и юмор наряду с печалью и даже немного эротики! И все это очень грамотно и красиво поставлено. А главное-чарующая необыкновенная музыка! Такой я еще не слышала.

Сказки будут повторять 31 марта. Всем советую сходить!


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана» - уходящая красота классики.

Леонард Уайтинг. Под маской "Ромео"

У. Голдинг. Морская трилогия: "Тесное соседство", "Пожар внизу".