Уильям Голдинг. Морская Трилогия: "Ритуалы Плавания"


Часть первая. «Ритуалы Плавания»
Раньше я ничего не знала о существовании такого английского писателя, как Уильям Голдинг. Открыла его для себя благодаря британскому актеру Бенедикту Камбербэтчу, посмотрев с ним мини-сериал 2005 года «Путешествие на край земли» по мотивам «морской трилогии» Уильяма Голдинга, как было указано в титрах.
«Морская трилогия» состоит из трех романов-частей:
«Ритуалы плавания»;
«Тесное соседство»;
«Пожар внизу».
(На русском нашла пока только первую часть трилогии)-прим. автора.  Поэтому речь пока пойдет о первой части, надеюсь найду и остальные, потому что книжка меня затянула как наркотик. Признаюсь, я  давно не читала романов на морскую тематику, поскольку переросла уже этих томных загадочных пиратов, которые в прошлом были знатными людьми, спасающих прекрасных молодых леди на морских просторах. Те, кто меня знают, возразят: « А как же поэма Байрона «Корсар»?
Отвечу: Корсара читала года два назад. И он не столько приключенческий, сколько философский. Хотя, если к нему приложит руку хороший сценарист, блокбастер получится покруче «Пиратов Карибского моря». Ну я отвлеклась, простите меня.
Обычно видя словосочетание «морская трилогия» у большинства людей всплывают ассоциации с пиратами. Но в этом романе вы не встретите ни пиратов, не морских баталий не сокровищ. Зато найдете корабль -«государство» . В романе описывается жизнь общества на корабле плывущим из Британии в Австралию. Где собрались все слои общества от Аристократов до Нищих. Описываются отношения между людьми разных сословий. Роман преподносится читателю в виде записей дневника Эдмунда Тэлбота-20-летнего аристократа, в единственном экземпляре представляющего свое сословие на этом корабле. В романе есть несколько главных персонажей, олицетворяющих разные типажи людей, которые встречаются и по сей день. Ну-с начнем с самого главного героя, благодаря чьему дневнику мы узнаем о всей этой истории Эдмунда Тэлбота. Как было сказано выше, это потомственный аристократ, плывущий к своему крестному в Австралию, чтоб с его подачи стать помощником губернатора. Прочитав первую часть трилогии вот какое впечатление создалось у меня об этом герое. Этот юноша-«сырой материал», еще не  полноценный человек, с точным и четким взглядом на жизнь, он скорее подросший птенец, который впервые вылетел из гнезда и учится летать. Все это время он жил в высшем обществе и это его первое самостоятельное долгое путешествие. Безусловно у него хорошее воспитание и образование. Он достаточно умен, но пока не видел настоящей жизни и живет по тем прописным истинам, которые вложили в его голову семья, преподаватели из школы и университета и его окружения. Тэлбот не выскочка, но в его понимании знать везде и всегда первая. Благодаря его общественному статусу, ему позволено больше чем другим. И по началу ему кажется, что на корабле все  
так же как и дома. Все легко и просто. Но это не так. Ему придется столкнуться с тем, что иногда прописные истины в жизни не применимы в силу каких-то обстоятельств. В нем заложен большой потенциал, а каким человеком он станет, хорошим или плохим. Зависит конечно от него самого и от  выбора своих учителей по жизни. В начале романа Тэлбот беспокоиться только о себе, не замечая проблем других, но по ходу романа развивается как личность. В противовес молодому знатному Тэлботу поставлен  Глава «государства» капитан Андерсон-морской вояка –деспот со стажем. И от его гнева молодого Тэлбота спасает лишь его общественное положение. Но будем надеется что юный аристократ укрепит свои дружеские отношения со старшим помощником капитана Саммерсом и тот наставит его на путь истинный. Саммерс-образец порядочного благородного человека, всего на три года старше Тэлбота, но уже много повидавший в жизни, рождения самого простого, сам себе сделавший карьеру с нуля, которой очень дорожит. Являет собой образец того что не титул красит человека, а наоборот. Надеюсь это в будущем поймет и Тэлбот. Но пока ему интереснее проводить время в компании Девереля.
Лейтенант Деверель-молодой человек с манерами светского джентельмена, умеющий говорить сладкие льстивые речи, кои сумели пробудить дружескую симпатию Тэлбота к нему. Но несмышленому Тэлботу не в намек, что Деверель, так мечтающий служить на хорошем английском корабле, а не на этой развалине, ищет знакомства с ним лишь из-за выгоды. За льстивыми речами и светскими манерами кроются пустота и безразличие. Молодой Тэлбот для многих «лакомый кусок» на этом корабле.
Взять хотя бы мисс Зенобию Брокльбанк. Особа не первой молодости, но упорно не желающая стареть и все пытающаяся казаться 17-летней девочкой. Однако одевающаяся и ведущая себя довольно фривольно. Эдакая актриска. Ведь вся эта ее невинность наиграна, она отчетливо дает мужчинам понять чего хочет. Ей все равно, кто обратит на нее внимание и с кем состоится рандеву, но предпочтительнее всех конечно Тэлбот. Единственное, что ее оправдывает, что на этом корабле она действительно первая красотка, если не учитывать возраст.
Ее «папаша» мистер Брокльбанк-странствующий живописец, в прошлом не доучившийся врач. Невежественная пъянь и развратник. И Зенобия не его «Дочурка» а любовница. В кругах Богемы возможно и такое, но ему тоже нужен Тэлбот, чтоб написать с него портрет.
Пожалуй единственные кому безразличен Тэлбот это лейтенант Камбершам, мистер Преттимен и мисс Гретхэм. Но их персоны пока не столь примечательны, о них говорить не буду. А из всех находящихся на корабле по-настоящему принять участие в судьбе Тэлбота могут только Саммерс и его слуга Виллер. Их отношение к нему искренно.
Так же роман пестрит морскими терминами и описанием корабля. А так же морскими ритуалами, которые бывают очень разные. Казалось бы что интересного плывут люди на старом корабле в ужасных условиях страдают морской болезнью, маятся от скуки, а вот именно жесткая реальность заставляет работать воображение и превращать это все в волшебный мир. Голдинг описал жизнь здесь все далеко не так романтично как на титанике, но в этом то я и нашла прелесть! Почитайте и посмотрите! Очень советую! Камбербэтч в роли Тэлбота еще лучше, чем в роли Шерлока. Про остальные два романа и свое более полное впечатление напишу позже=)





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана» - уходящая красота классики.

Леонард Уайтинг. Под маской "Ромео"

У. Голдинг. Морская трилогия: "Тесное соседство", "Пожар внизу".