Русский "Отелло" в МЕТ



Этот сезон в МЕТе, открылся двумя удивительными операми Верди. "Тубадур" и "Отелло".
И если "Трубадура" с Нетребко и Хворостовским я сразу взяла себе на заметку. То к "Отелло" с Йончевой и Антоненко я отнеслась сначала как-то прохладно: " Мол посмотрю когда-нибудь". Но потом, почитав отзывы, которые хвалили костюмы и декорации, я обнаружила там двух людей. Которые стали последними каплями, переполнившими чашу желания к просмотру. Это Желько Лучич в партии Яго и режиссер Бартлетт Шер. Первого открыла для себя совершенно недавно и случайно в прошлогоднем "Макбете". В этой опере Лучич с Нетребко создали шикарный тандем амбициозной и злобной четы, жаждущей власти. Ну, а Бартлетт Шер.... Его "Сказки Гофмана" в моем сердце навсегда! Эта постановка считается одной из лучших в мире на сегодня. Шеру действительно удалось сделать самую настоящую сказку явью, причем в классическом варианте. Короче говоря, его "Сказки" шедевральны. Чего к сожалению ему не удалось с "Отелло" в этот раз. Вообще, это мой второй "Отелло" в жизни. Первого я посмотрела  давно. Это была запись из Театра Gran Teatre del Liceu Барселона 2006 года. В главных партиях  Хосе Кура, Крассимира Стоянова, Ладо Атанели, Витторио Григоло, Кетеван Кемоклидзе. Постановка очень динамичная, красочная и минималистичная.

"Отелло" 2006 года.
Поэтому частично проведу сравнение с ней. Визуально постановка очень красивая и контрастная в классическом стиле. Очень интересны были спец-эффекты. Режиссеру удалось воссоздать инсталляцию почти настоящего, грозно бьющегося о берег моря. От которого захватывает дух. И ты сразу понимаешь в какой опасности, находится возращающийся со сражения Отелло. И чувствуешь страх, волнение и трепет ожидания Дездемоны. А вот действия и взаимосвязь главных персонажей постановщик на этот раз к сожалению не продумал до конца. Спекталю не хватало органичности. И кое-где в действии персонажей зияли пустые дыры. Зачастую певцы просто стояли и пели. А это скучно. Напоминает старые стереотипы о опере. Где все толстые, только стоят да поют. И еще, не совсем эстетично на мой взгляд, душить Дездемону подушкой.
Ну что же, а теперь перейдем непосредственно к певцам, занятым в этой постановке. К сожалению полным разочарованием явился мой любимый Кассио в этой постановке. Хотя роль и второстепенная, но на самом деле довольно  значимая. На красавца капитана обрушиваются гнев и подозрения  самого Отелло. Который не без козней коварного Яго видит в нем возможного любовника Дездемоны. Есть в опере пара моментов с Кассио, где режиссеру есть где разгуляться. Это дуэль с Родриго в следствии помутненного вином рассудка и ария с платком Дездемоны, подкинутым Яго. Эти моменты, к большому сожалению, Бартлеттом Шером были показаны очень посредственно. Если вспомнить, того же "Отелло" 2006 года. Там дуэль была разыграна, как целое яркое представление да и ария  с платком показана интересно. Даже Родриго на фоне Кассио смотрелся намного весомее. Хотя роль у него меньше на много. А Кассио какой-то невзрачный получился у Дмитрия Питтаса и по голосу и по ауре. Не увидела я в нем отважного красавца-капитана, любимца женщин. Однако верой и правдой служившего своему полководцу Отелло. И несправедливо павшего жертвой подлых интриг Яго.
Зато порадовал Желько Лучич в роли Яго. Серб по происхождению. 
                                                                                       
Желько Лучич в роли "Яго". МЕТ 2015


Прекрасный баритон. Этот человек, как и Анна Нетребко, что называется живет своими ролями на сцене.

Яго у него получился  вокально и внешне шикарный. Прямо вселенское Зло. Коварный, циничный атеист. Безжалостно погубивший своего благородного, смелого генерала и его красавицу жену.
                                                                              
Дездемона в исполнении Сони Йончевой-певицы болгарского происхождения прекрасна.
                                                                                     
Соня Йончева в роли "Дездемоны". МЕТ 2015.

Она убедительна и хороша. Стойкая жена генерала. С людьми сдержанна, воспитана и добра. С Любимым мужем же любящая, хрупкая и нежная, словно цветок. Такой я и представляла себе Дездемону. Какую же обидную рану на сердце наносит ей Отелло своей черной ревностью. Но она сквозь слезы терпит и это. И жалеет своего безумного от ревности мужа, даже тогда, когда он унижает ее при всех на приеме послов. Мне очень понравилось, как Соня спела песню о бедной Барбаре. Прощаясь в спальне со своей служанкой Эмилией. Предчувствуя свою скорую смерть.

Вот и добрались мы до главного героя этой трагической оперы "Отелло" в исполнении латвийского тенора Александра Антоненко.
                                                                                     
Александр Антоненко в роли "Отелло". МЕТ 2015.

Собственно поэтому я и озаглавила так статью, потому что главные партии в этой опере поют выходцы из постсоветских стран. Так что, в каком-то смысле, этого "Отелло" думаю можно назвать русским.
Отелло Антоненко по красочности и сочности голоса показался мне средним. По актерской игре персонаж у него получился какой-то сырой и не ревнивый, а больше истеричный. Я не видела в нем настоящего сильного мужчины, которого точит червь ревности и сомнения. Также не удалось ему передать эту животную страсть, что присуща маврам. Вот у Хосе Кура это все было. Ну, он признанный "Отелло". Антоненко пел не плохо, но переигрывал сильно на мой взгляд. 
Вообщем, постановка визуально прекрасна и выполнена в готических тонах. Костюмы яркие в стиле 19-го века. И смелое решение оставить главного героя бледнолицым, что совершенно не портит общий контекст. А помогает избежать расизма. И еще больше обнажает чувства и душу Отелло перед зрителем. Так же хорошей задумкой является сделать прозрачные двигающиеся по сцене с подсветкой блоки. Но в плане развития действия на сцене опера не доработана. Однако, это премьера этой постановки. И со временем, думаю, ее скорекктируют, как надо.





Комментарии

  1. Изначально я очень хотела посмотреть нового "Отелло", так как в принципе не была знакома с этой оперой, но потом почитав кучу отзывов поняла, что не хочу смотреть: мол, оркестр только был на высоте, все остальное посредственно, а из певцов неплоха была Йончева и иногда хвалили еще Лучича. Так что вместо этого решила посмотреть старую Метовскую постановку Отелло с Флеминг, Доминго и Морисом! Очень понравилось! Советую! Прочитав твои впечатления, думаю, что смотреть Отелло Шера скорее всего не буду.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за интересную наводку по поводу "Отелло". Обязательно, как-нибудь посмотрю)) Тебе в свою очередь советую постановку Барселоны 2006 года со Стояновой, Курой, Антанелли. Тоже очень хорошая постановка. А Шера все равно люблю! Он делает визуально очень красивые постановки без всяких лишних новаторств. Эту не дотянул просто.

      Удалить
    2. Я Шера тоже люблю как режиссера. Люблю его "Любовный напиток" и "Севильский цирюльник" для Мета. Отелло из Барселоны уже взяла на заметку:)

      Удалить
  2. Позволю себе заметить, что выше изложенное эссе на оперу " Отелло", в вышей степени очень субъективно. Но как говорится, о вкусах не спорят, то и не буду этого делать. Возникает вопрос. Что Вы имели ввиду, говоря; "Но я буду снисходительна, это же его дебют в Мете". Дебют в Мете вообще? или, дебют роли Отелло? или, дебютная роль Отелло в Мете? Полагаю, стоит Вам ознакомиться с предметом более тщательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я имела ввиду дебютную роль "Отелло" в Мете. И просто описывала свои впечатления от просмотра данной оперы. Возможно оно и субъективное, но вполне имеет место быть. Спасибо, что потратили время на прочтение моего эссе и оставили комментарий. А также благодарю за совет. Я к нему прислушаюсь. Буду рада, если привлеку ваше внимание, еще каким-нибудь будущим постом)

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана» - уходящая красота классики.

Леонард Уайтинг. Под маской "Ромео"

У. Голдинг. Морская трилогия: "Тесное соседство", "Пожар внизу".