Шекспировский «Глобус».
Думаю каждый,
еще со школы знаком со знаменитыми произведениями Уильяма Шекспира.
Так поговорим же о
театре, в котором играл и ставил свои пьесы великий драматург-постановщик.
Английский
театр «Глобус», в нынешнее время являющийся одной из самых знаменитых
достопримечательностей Лондона. Был построен в 1599 году из деревянных
конструкций более раннего театра (первого общедоступного лондонского театра),
возведенного отцом Ричарда Бербеджа, Джеймсом Бербеджем в Шордиче в 1576 году и
именуемым просто «Театр». Но потом арендодатель поднял плату, за землю, на
которой было построено здание. И Бербеджи, разобрав театр, перевезли его ближе к Темзе. И там воссоздали заново, назвав
уже «Глобус». В этом театре играла труппа «Слуги лорда Камергера», главным
актером-трагиком в ней был Ричард Бербедж. «Глобус» принадлежал на основе
долевого участия Ричарду Бербеджу и его брату, а так же еще четырем актерам:
Джону Хэмингсу, Августину Филипсу, Томасу Поупу и конечно же Уильяму Шекспиру.
Остальные актеры труппы работали просто за жалование. В основном это были люди
на второстепенных ролях, и подростки, игравшие женщин.
Именно в 16 веке сценическое искусство из
любительского, превращается в профессиональное. Именно тогда в Англии входит в
моду покровительство аристократов актерам. Актеры сами по себе были народ нищий,
без рода и племени. Поэтому знать брала
их к себе порой в качестве слуг. Тогда актеры получали хоть какое-то пусть
самое низшее, но официальное общественное положение. И труппы именовались
слугами того, кто их курировал. Например «Слуги лорда Хендсона».
Уильям Шекспир (1564-1616) родился в
Стратфорде в семье зажиточного
горожанина. В местной грамматической школе он научился читать и писать, а также
приобрел познания в древних языках. Шекспир не получил университетского
образования, но пополнял свои знания постоянным чтением. Жизнь Шекспира освещена мало. Известно, что
некоторое время, он был помощником учителя, в 18 лет женился и имел троих
детей. Около 1585 года он покинул родной город, уехав в Лондон. Чем зарабатывал
на хлеб будущий драматург в первые годы
жизни в столице, мы не знаем. Но известно, что с 1654 по 1613 год он являлся полноправным членом
труппы «Слуги лорда Камергера», игравшей в «Глобусе». Очевидно, что драматургическая
деятельность Шекспира началась с первых лет работы в театре. Он подправлял и
перерабатывал старые пьесы, а затем начал писать свои. Практически все
произведения Шекспира были поставлены в «Глобусе».
Театры для
широкой публики строились в Лондоне по преимуществу за чертой города, то есть
за пределами юрисдикции лондонского муниципалитета, что объяснялось пуританским
духом буржуазии, враждебно относящейся к театру вообще. Свое название театр
получил от украшавшей его вход статуи Атланта, поддерживающего земной шар. Этот
земной шар («глобус») был опоясан лентой со знаменитой надписью: «Весь мир
лицедействует» (лат. Totus mundus agit histrionem; более известный перевод:
«Весь мир - театр»). Эти театры не имели
крыши. В большинстве случаев – форма круглая. Театр "Глобус" был
восьмигранным.
Его зрительный зал
представлял собой овальную площадку, обнесенную высокой стеной, по внутренней
стороне которой шли ложи для аристократии. Над ними размещалась галерея для
зажиточных граждан. Зрители стояли вокруг трех сторон площадки. Некоторые
привилегированные зрители сидели на самой сцене. Театр вмещал по разным
сведениям от 1300 до 3000 человек. Плата со всех взималась при входе. Желавшие
занять места на галерее платили дополнительно, так же как и зрители, сидевшие
на сцене. Последние должны были платить больше всех. Спектакли шли при дневном
свете, без антрактов и почти без декораций. Сцена не имела занавеса. Ее
отличительной особенностью являлся сильно выступавший вперед просцениум[1]
и балкон в глубине - так называемая верхняя сцена, где также разыгрывалось
действие спектакля. Сценическая площадка вдавалась в зрительный зал - публика
окружала ее с трех сторон. Позади сцены находились артистические уборные,
склады реквизита и костюмов. Сцена представляла собой помост высотой около
одного метра над полом зрительного зала. Из артистического помещения был вход
под сцену, где имелся люк, через который появлялись "привидения"
(например, тень отца Гамлета) и куда проваливались грешники, предназначавшиеся
для ада (как Фауст в трагедии Марло). Просцениум был пустым. По мере
необходимости сюда выносили столы, стулья и прочее. Сцена делилась на три
части: переднюю, заднюю и верхнюю. На задней было три двери, куда входили и
выходили актеры. Над задней сценой находился балкон - в хрониках Шекспира на
балконе появлялись персонажи, и предполагалось, что они находятся на стене
замка. Верхняя же сцена была трибуной или изображала спальню Джульетты. Выше
верхней сцены помещалось строение, которое называлось "хижиной". Оно
и по форме напоминало домик. Здесь было одно или два окна, которые служили для
тех сцен, где по ходу действия персонажи разговаривали из окна, как Джульетта
во втором акте трагедии. Когда в театре начиналось представление, на крыше
хижины вывешивался флаг - он был далеко виден и служил опознавательным знаком
того, что в театре дается спектакль. В ХХ веке не раз режиссеры будут возвращаться
к принципам бедного и аскетичного театра времен Шекспира, вплоть до
эксперимента по размещению зрителей на сцене. Писаных декораций в театре
"Глобус" было очень мало. Театр помогал зрителю понимать
происходящее, вывешивая, например, таблички с надписями - с названием пьесы, с
обозначением места действия. Многое в этом театре было условным - одно и то же
место изображало то одну часть поля, то другую, то площадь перед зданием, то
помещение внутри его. По преимуществу из речей героев зрители судили о перемене
места действия. Внешняя бедность театра требовала от публики активного
восприятия спектакля - драматурги, в том числе и Шекспир, рассчитывали на
воображение зрителей. Например, пьеса Шекспира "Генрих V" заключала в
себе изображение дворцов английского и французского королей, сражения и битвы
двух больших армий. Показать этого на сцене не могли, потому Шекспир прямо
обращался к публике:
Простите, господа, коль
слабый ум
Решился на таких
подмостках жалких
Изобразить высокий
столь предмет!
Как здесь, где петухам
лишь впору биться,
Вместить равнины
Франции? Иль скучить
Здесь в деревянном
"О" одни хоть шлемы,
Наведшие грозу под
Азинкуром?
Простите же! Но если
рядом цифр
На крохотном
пространстве миллионы
Изобразить возможно, то
позвольте
И нам, нулям ничтожным
в общей сумме,
Воображенья силу в вас
умножить!
И далее Шекспир прямо требует от зрителя,
чтобы он представил все то, что сцена того времени не могла изобразить:
Себе представьте вы,
что в этих стенах
Заключены два мощных
государства...
Пополните все недочеты
наши
Фантазией своей...
Театр
воспитывал воображение публики, доверял ей, и она не требовала полной
материализации всего, что слышала из уст актеров. Можно утверждать и то, что
актерское искусство эпохи стояло на большой высоте. Вся блистательная
драматургия Шекспира осталась бы неоцененной, если бы актеры не сумели донести
ее до зрителей. Может быть, произведения Шекспира так популярны и в наши дни,
потому что вызывают у нас искренние смех и слезы и волнение нашей души.
В 1613 году, первозданное строение театра
сгорело. Пожар был вызван сбоем работы декорационной пушки в спектакле «Генрих VIII». Снаряд попал в соломенную крышу
хижины, находящейся на сцене. Но как гласят исторические источники того
времени, никто при этом пожаре не пострадал. Шекспир же лично очень переживал. «Глобус»,
восстановили после пожара в 1614 году, но теперь из камня. Но драматург уже
уехал из Лондона и больше не принимал участия в постановках. Далее театр был
закрыт пуританами в 1642 году. А еще через два года здание вообще было снесено
под строительство жилых домов.
Инициатором создания современного
«Глобуса» является Сэм Уэнамэйкер. Несмотря на то, что было точно определено,
где именно находился шекспировский театр, а также найдены рисунки и чертежи
строения, новое здание расположено приблизительно в 200 м. от места
первоначальной постройки.
Сэм Уэнамэйкер- американский актер, режиссер и продюсер, который вместе со своими
единомышленниками хотел воссоздать театр в точности таким, каким он был при
Шекспире, только уже с закулисьем, фойе, системой освещения и пожаротушения.
Но до окончательной реализации своей идеи актер так и не дожил. Он умер в
1993 году от рака. Современный "Глобус" официально был открыт в 1997
году. Первым художественным руководителем в 1995 году был назначен Марк
Райленс, а в 2006 его сменил Доминик Дромгул. Показ спектаклей проходит в нем с
апреля по октябрь. А экскурсии проводятся круглогодично. Рядом с современным
театром «Глобус» расположен мультимедийный музей, который посвящен истории
старого и нового театра, а также великому английскому поэту и драматургу.
С 2012 года можно увидеть
видео-трансляции некоторых современных постановок «Глобуса» в России.
Существует проект Theatre HD, задачей которого является сделать постановки
английского театра доступными
в русскоязычных странах. В этом году можно увидеть, например такие спектакли
как: «Все хорошо, что хорошо кончается», «Король Лир», «Двенадцатая ночь»,
«Буря» и другие. Подробности на сайте http://www.theatrehd.ru/.
Комментарии
Отправить комментарий